Давным-давно, когда деревья были выше, трава зеленее а воздух чище, в расцвет эпохи пленкомыльниц и фотолабов попался мне в руки Зенит-19. Такой себе советский кирпич весом с кило, со своими плюсами, минусами и тараканами. С черно-белой эпохи я был знаком с механическими камерами (шкальниками-дальномерками-зеркалками), потому проблем «что, где, когда и как нажимать-крутить» не возникло. Напечатав фотографии с первой пленки, был просто в восторге — по сравнению с мыльницей качество было шикарным. Но речь не о зените, а об объективе, который был на нем. Вместо стандартного Гелиос-44 на тушке был накручен МС Гелиос-77М-4. Не скажу, что он редкий — по сравнению с любыми вариантами Гелиос-44 (которых как блох на дворняжке) в продаже встречается не часто, но купить его можно. Хотя он и не дешевый.

Фотографировал я им некоторе время, радовался удачным снимкам и всё такое. Вопросом «что за зверь это стеклышко» я не особо мучился, и информацию о нем не искал. Потом наступила эпоха цифры, была куплена цифромыльница и зенит был отправлен на полку. Стоял он там долгие годы, и стоял бы дальше, если бы…

Стоял бы зенит и дальше на полке, если бы я не купил цифрозеркалку.  Ну а дальше вспомнил «где-то лежит светосильный полтинник», раздобыл переходничек с резьбы на байонет (М42-РК) и поставил объектив на pentax.

После тестовых снимков понял, что «ларчик не так прост», и начал собирать о нем информацию в сети. Оказалось, что Гелиос-77 — лучший полтинник совковой эпохи, «вершина эволюции полтинников», резкий, контрастный, и вообще самый лучший.

Фотографии с него мне понравились, особенно его «фирменное крученое боке». А вот не понравилось то, что из-за люфтящего линзоблока страдало качество снимков: кадр мог быть отличным, а мог быть смазанным. Больше всего бесила шевеленка на коротких выдержках, где этой самой шевеленки быть не должно.

Из найденной в сети информаци я узнал о существовании байонетной версии объектива — Гелиос-77К-4, с родным для пентакса «к-хвостом». Из-за этого факта, плюсов картинки гелиоса и минусов моего экземпляра я захотел купить именно 77К. Вот только советские объективы с байонетом К большая редкость — найти их не так то просто, и стоят они дороже своих «резьбовых» родственников. Хотя при большом желании задача вполне выполнимая.

Несколько дней на поиски и определение цены, пару дней переговоров с продавцом, два дня ожидания доставки — и вот заветное стеклышко в моих руках.

В идеальном состоянии, почти полный комплект — крышки, бленда, нет только кофра. Цена… В половину дороже резьбового 77М, немного дешевле можно было купить родной SMC Pentax-A 50/1.7 (кто в курсе, тот поймет). Реакция знакомых пентаксистов была одной: «что ж так дорого». Ну да ладно, хотелось именно это стекло, пришлось выложиться.

Результат того стоил. Как в удобстве использования, так и рисунке.

Последние теплые солнечные дни осени. Все фоты снимались в jpeg, залиты исходники без какой-либо обработки.

Вот специфичное закрученное боке. На полностью открытой и немного прикрытой диафрагме.

 

Прикрытая диафрагма:

 

Резкость-детализация:

 

В роли пейзажника:

Из минусов — очень тонкая зона резкости (грип) на открытой, хотя это в некоторых случаях будет плюсом:

Так же обьектив оооочень боится бокового и контрового света, несмотря на многослойное просветление. И если с боковым светом справляется бленда, то против контрового света она бессильна. При этом появляется «вуаль», падает контраст и детализация:

Иногда просто неприлично хроматит, особенно на белых/светлых ярких обьектах в зоне «до грип» (хотя это больше претензия к цифре):

 

Несколько слов про специфичный рисунок. Объектив на открытых диафрагмах «закручивает» задний фон в «трубу», рисуя красивое боке. Но чтобы достичь такой закрутки, нужен пестрый/контрастный фон в виде освещенных солнцем листьев, травы-зелени, осеннее сочетание разноцветной листвы… Наиболее сильная закрутка на открытой (1.8), на 2.8 она менее выражена, на 4.0 ее уже нет. Я специально отснял тестовую пленку зенитом — на полном кадре (по сравнению с кропнутыми матрицами цифрозеркалки) закрутка еще более выражена.

К слову, закрученное боке — это характерная особенность оптической схемы «планар», по которой построены многие обьективы — изначально это Carl Zeiss Planar, различные «биотары», пересчитанный в союзе под «наше стекло» гелиос-44, «знаменитый портретник всех времен и народов» гелиос-40.

Заметил некоторые отличия-особенности объективов.
Резьбовая версия МС Гелиос-77М-4 с «шестиугольником» (Вологда) и подписями кирилицей — блики просветления фиолетовые + бирюзовые (синезеленые). Такие же блики у родного кита.
Резьбовая версия MC Helios-77M-4 с плосковогнутой линзой и кругом, насаженными на луч (Валдайский завод «Юпитер») и подписями латиницей — блики просветления фиолетовые + янтарные. Такие же блики просветления у объектива «Юпитер-37А», который так же выпускал завод «Юпитер»
Байонетная версия MC Helios-77K-4 с подписями латиницей, того же валдайского завода — блики просветления фиолетовые + янтарные.

Я не сравнивал, отличается ли цветопередача на разных просветлениях, но судя информации с пента-клаба, отличия есть.

Из отзывов про стекло на пента-клабе:

Сосбвенно говоря Гелос-44 почему не удался — НЕ было массового сортамента нужного стекла из за чего Волосову пришлось УЖЕ готовый обьектив пересчитывать наново (это в те времена, потянуло на докторскую, вполне заслуженную диссертацию, 6 линз в СССР СЧИТАЛИ впервые) и второе прецизинный но недорогой СПЕЦИАЛЬНЫЙ обьектив сделали массовым — с соотвествующими гримасами МАССОВОГО производства.

Гелиос-77 получил те стекла на которые расчитывался исходный обьектив   (ОН, 77й между прочим, еслибы выпускался скажем Сигмой нес бы на себе надпись LD (пониженная дисперсия) по праву. Эх не умеем мы хвастаться. Плюс то что по сравнению с Валдайскими  Гелиосами 44 всех подвидов его собирали МИКРОСКОПИЧЕСКИМИ партиями — это привело к более точному выдерживанию всех размеров и опусков — что улучшило объектив, нет нужды проверять десяток как 44й, все 77е примерно одного качества.
Достоиство и меннее ОСТРАЯ фокусировка. Особенности схемы Г-44 таковы что он требует очень точной наводки, аберрации в обьективе таковы что БЛИЖЕ от плоскости фокусировки зона резкоизображаемого пространства кончается значительно РАНЬШЕ теоретической, на Гелиосе 44 в общем НЕ СТОИТ слепо верить левой части шкалы ГРИП, правой, в дальнюю сторонук — МОЖНО И НУЖНО. На Гелиосе — 77 этот эффект заметен, но не столь выражен, гораздо мягче.
А в общем в конце 50-х когда он был РАСЧИТАН это была бы мировая сенсация с кучей призов, но к 80-м когда он был в серии он устарел прилично.

 

Характеристики МС Гелиос-77К-4:

  • Год начала производства: 1990
  • Оптическая конструкция: 6 элементов в 4 группах
  • Фокусное расстояние 50 мм
  • Относительное отверстие 1:1,8 — 1:16
  • Количество лепестков диафрагмы: 6
  • Угол поля зрения 44°
  • Разрешающая способность (центр/край) 45/25 лин/мм
  • Минимальная дистанция фокусировки 0,45 м
  • Резьба под светофильтр М52×0,75
  • Габаритные размеры Ø64×41 мм
  • Масса 250 граммов
  • Байонет: резьба М42*1 или байонет К

Разработка КМЗ, производство заводов «Юпитер» и ВОМЗ. Выпускался с конца 1980-х в качестве сменного объектива к зеркальным фотоаппаратам типа «Зенит». К особенностям данного объектива следует отнести естественную цветопередачу и закрутку пёстрого фона, свойственную всем объективам со схемой «Планар».
Существуют модификации:
* МС Гелиос-77М
* МС Гелиос-77М-4 — крепление M42×1
* МС Гелиос-77К-4 — крепление байонет K.
Дополнительная информация:
МС Гелиос-77К-4 50 mm f/1.8 — светосильный нормальный объектив с мультипросветлением. Использовался в качестве штатного на фотоаппаратах «Зенит».
Выпускался на Валдайском заводе «Юпитер» и на Вологодском оптико-механическом заводе по конструкторской разработке КМЗ. От Гелиоса-44М-4 он отличается увеличенным относительным отверстием и большим углом зрения, меньшими габаритами и большей разрешающей способностью.
Объектив МС Гелиос-77М-4 50 mm f/ 1.8 обладает достаточно высокими оптическими характеристиками, даже по современным меркам. Достаточно резкий и пластичный на открытой диафрагме. Хороший контраст особенно после диафрагмы 4.
Контровой и боковой свет держит не очень хорошо, несмотря на мультипросветление. Рекомендуется использовать с блендой.

 

 

Update:

Нашел пленку почти десятилетней давности.