21.02.2015Chery Tiggo. Установка ГБО.
Поставил на Chery Tiggo с двигателем Acteco 1.8 ГБО четвертого поколения, пропан-бутан.
Баллон в багажник Tiggo ставить не захотел категорически — зачем уменьшать его объем, если можно сделать по другому? Выбросил нафик родной глушак Chery Tiggo. Вместо него отлично стал цилиндрический баллон для пропана, 35л харьковского производства Харпромтех. Его размеры 812*246мм. Есть еще турецкий Atiker, размером 860*244мм. Можно было поставить и на 40л — он в длинну 930мм, но это было бы уже впритык. Люди ставят и на 50л, диаметром 300мм. Но имхо это уже чересчур — низ глушителя идет на расстоянии 25см от днища, а с тридцатисантиметровым баллоном съедается 5см клиренса. В моем варианте, баллон не вылез за габариты родного глушителя.
После выбрасывания родного глушителя Tiggo и установки на его место пропанового баллона, на авторынке было пересмотрено куча глушаков на замену. При всем изобилии, выбора для меня практически не было… Одни высокие, другие длинные, третьи широкие. А нужно было «втиснуться» в скудные габариты — задняя подвеска у Tiggo (даже переднеприводных) многорычажная. Но — кто ищет, тот всегда найдет! Отлично подошел глушитель от УАЗика из нержи, он и был куплен. Тем более, объем двигателя там даже побольше — 2,4 против 1,8
На монтаж баллона, поиск и переваривание глушителя ушел почти день. На второй день поставили всю подкапотную часть и электронику.
Мультиклапан взял Tomasetto 244-30 класса А. Для мультиклапана поставили компактную коробку — стандартные «цилиндры» не влезали по габаритах. Чтобы не паскудить бампер, заправочное устройство Tomasetto мне поставили в лючек, возле горловины бензобака. Из небольших неудобств — «лишний» переходник под стандартный пропановый пистолет, который приходится возить с собой в салоне или багажнике. От ВЗУ до мультклапана проложили медную трубку, т.к. переходник на термопластик не влез бы по габаритам внутри. Ну и газ контактирует с медью очень мало времени, только во время заправки.
Газомозги взял Stag 300-4 premium с OBD-адаптером. Мозги поставили на коробку предохранителей-реле в отсеке двигателя. На фото видно только кусочек корпуса.
Редуктор Tomasetto Artic установили на задней стенке отсека двигателя Acteco 1.8, рядом с ГТЦ. Как раз там проходят шланги к печке в салон, в них и был подключен подогрев редуктора. От мультиклапана до редуктора проложена термопластиковая трубка. Она, в отличии от меди, не вступает в реакцию с пропаном (продукты этой реакции шикарно засирают фильтр жидкой фазы газа). Дополнительно понадобился переходник D6-D8мм, т.к. выход мультиклапана (и газовая магистраль) 6мм, а вход редуктора 8мм.
Попсовый популярный редуктор Tomasetto Alaska для двигателя Acteco 1.8 не подходит — его производительности (даже паспортной, а фактическая еще меньше) просто не хватает, и на высоких нагрузках идет критическая просадка давления газа. Хотя аляску постоянно парят многие «очень большие специалисты-установщики». Рядом с редуктором установлен и фильтр паровой фазы — менять его будет удобно. После фильтра стоит датчик давления газа и давления во впускном коллекторе, температуры и разряжения в коллекторе Stag PS-02 (под этим датчиком находится разъем дпкв, но о нем будет дальше). Хотя по правильному его нужно ставить как можно ближе к газовой рампе, но 30 см. шланга между этим датчиком и рампой погоды не делают. Единственное, что нужно будет сделать — утеплить эту часть шланга.
Газоваую рампу (распределитель) для форсунок поставили возле бензиновой рампы, при этом длинна шлангов к газофорсункам небольшая.
Сами газовые форсунки отлично стали рядом с бензиновыми, и рядом с бензофорсами были врезаны штуцера-распылители для газа. Длинна шлангов между газофорсами и впускным коллектором при этом получиласи минимальная, меньше сантиметра. Я взял качественные (и очень недешевые) корейские форсунки Hana red single, в одиночном исполнении.
К слову, при установленной «защитной плите» двигателя, на присутствие ГБО указывает только редуктор, все остальное аккуратно скрылось «по неприметным углам» :) причем не в ущерб доступу.
Как уже говорил, под датчиком давления и температуры газа, находится разъем датчика положения коленвала. Я буду ставить вариатор (формирователь угла опережения зажигания), т.к. октановое число пропана гораздо больше бензина, и по правильному, нужно делать более раннее зажигание (на 6-8°). Чтобы не резать провод ДПКВ, попробую найти такие же разъемы. По виду — такой же разъем используется на bosch’евских датчиках газов/уазов, аналог контактной группы С вариатора АЕВ или AW-8 stag’овских вариаторов. Если не получится найти — прийдется купить контактную группу, хотя ее цена совсем не гуманная… Вариатор буду брать скорее всего Микролуч (Хмель)
Рядом с газомозгами находится диагностический разъем, для подключения к компьютеру.
Я нашел в закромах дата-кабель от древней нокии, к которому был припаян нужный разъем. Кабель сделан на чипе PL2303, это адаптер usb2ttl
Распиновка платы и разъема получилась вот такой
Программа для настройки stag лежит на офсайте, в этой програме полностью настраивается вся работа ГБО и осуществляется мониторинг.
UPD 24.02: купил сегодня на авторынке разъемы для установки вариатора. Хочу сделать красиво: чтобы не резать шнурок датчика положения коленвала, посадить вариатор на аналогичную родной, пару разъемов.